Гигиена        07 ноября 2019        119         0

Аденоиды у ребенка: лечить или удалять? Надо ли удалять аденоиды

История появления

Наследственность — по крайней мере, если родители страдали аденоидами, ребёнок в той или иной степени тоже с этой проблемой столкнется.

Воспалительные заболевания носа, горла, глотки — и респираторные вирусные инфекции, и корь, и коклюш, и скарлатина, и ангины и т. д.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Нарушения питания — особенно перекармливание и избыток сладкого.

Склонность к аллергическим реакциям, врожденная и приобретенная недостаточность иммунитета.

Нарушения оптимальных свойств воздуха, которым дышит ребёнок — очень тепло, очень сухо, много пыли, примесь вредных веществ (экологическая обстановка, избыток бытовой химии).

Таким образом, действия родителей, направленные на профилактику аденоидов, сводятся к коррекции, а еще лучше, к изначальной организации образа жизни, способствующего нормальному функционированию системы иммунитета — кормление по аппетиту, физические нагрузки, закаливание, ограничение контактов с пылью и бытовой химией, оптимизация физических свойств вдыхаемого воздуха.

Но если аденоиды есть, лечить надо — уж слишком опасны и непредсказуемы последствия, если не вмешиваться. В то же время главное — коррекция образа жизни и только потом лечебные мероприятия.

Нельзя сказать, что инфекции, вызываемые вирусом Коксаки, досконально исследованы. Люди сталкивались давно с заболеваниями, имеющими характерные признаки. В конце IXX века в Испании была отмечена эпидемия миалгий – мышечной и суставной боли.

А в начале XX века в США, Франции наблюдались вспышки серозного менингита. Вирусы Коксаки в это время еще не были обнаружены. И только успешные исследования в области вирусологии в середине XX века позволили выделить вирусные частицы из фекальных масс больных людей.

В последние годы выяснили, что многие вирусы Коксаки вызывают у детей (реже у взрослых) большие эпидемии серозного менингита — воспаление мягких оболочек мозга и заболевания, напоминающие ящур животных.

Аденоиды у ребенка: лечить или удалять? Надо ли удалять аденоиды

Тут уже картина более тяжелая: не только поднимается температура, но наблюдаются и судороги, и временные проходящие параличи, и целый «набор» симптомов повреждения периферической нервной системы, а также воспаление мышц.

Первая степень аденоидов

Чтобы иметь представление, насколько опасно заболевание, следует рассмотреть строение носоглотки. По боковым стенкам канала, по которому поступает воздух, расположены устья евстахиевых труб, соединяющихся со средним ухом.

На задней стенке полости находится носоглоточная миндалина. Она – часть иммунной системы, ее функция – выработка лейкоцитов, принимающих на себя атаки патогенной микрофлоры. В случае частых воспалений, спровоцированных инфекцией, аллергией или другими факторами, лимфоидная ткань начинает увеличиваться и постепенно перекрывает слуховые трубы и ограничивает доступ воздуха.

У здорового малыша аденоиды в норме закрывают до четверти части просвета канала носоглотки. В зависимости от запущенности заболевания выделяют три степени патологического разрастания:

  • Первая – перекрыто до 33% просвета носоглоточного канала в области сошника – части костной перегородки носа. В этом случае ребенок испытывает незначительные затруднения при дыхании через нос, в ночное время возможно ухудшение из-за отека. Об аденотомии – операции по удалению аденоидов – речи обычно не идет, желательно консервативное лечение.
  • Закрыто от 33 до 66% просвета. Это – II степень увеличения аденоидов, при которой ребенок может храпеть по ночам, у него нарушается слух. Днем дыхание малыша затруднено, из-за заложенности носа его рот постоянно приоткрыт (так называемый аденоидный тип лица). Возможна рекомендация лор-специалиста по оперативному вмешательству. При отсутствии лечения аденоиды могут постепенно расти.
  • Третья – наблюдается почти полное перекрытие носового канала дыхательных путей соединительной тканью. Дыхание носом практически полностью отсутствует, требуется немедленное медицинское вмешательство, так как возможны последствия в виде неправильного формирования лицевого отдела черепа, нарушений слуха. При третьей степени аденоидов малыш испытывает постоянные мучения, возможны головные боли, повышение температуры.

На рентгене тень аденоидов занимает просвет носоглотки на 1/3. При эндоскопии врач видит, как аденоиды еле-еле выглядывают из-за края хоаны. Если врач смотрит носоглотку при помощи зеркала, он видит, что лимфоидная ткань (ее даже аденоидами при такой степени сложно назвать) выстилает свод носоглотки.

Проблема воспаления аденоидов

Хоаны — это “ноздри наоборот”. Если начало полости носа — это ноздри, две трубочки, через которые воздух входит в нос, то хоаны — это другие концы этих трубочек, выходящие в носоглотку. К ним вплотную примыкают аденоиды, а еще — устья естахиевых труб, поэтому при отеке слизистой оболочки носа евстахиевы трубы частично перекрываются точно так же, как и при увеличении аденоидов, и с точно такими же последствиями — ребенок начинает жаловаться на дискомфорт в ушах. А родители — на переспрашивания у ребенка.

Что видят родители. Ребенок с первой степенью аденоидов отлично слышит, дышит носом и днем и во время сна, не храпит и не переспрашивает. То есть и храп, и затруднения дыхания, и переспрашивания возможны и при первой степени (вот почему от визита к врачу все же лучше не отказываться), но обусловлены они никак не увеличением аденоидов, а чем-то другим — соплями, отеком слизистой оболочки носа, увеличением миндалин и так далее.

Что делать? Если врач сказал, что у ребенка первая степень увеличения аденоидов, делать с ними ничего не надо. Тем более не надо такие аденоиды удалять.

На рентгене тень аденоидов занимает ? просвета носоглотки. Если врач проводит эндоскопию носа, он пишет, что аденоиды занимают ? просвета хоан. При осмотре при помощи зеркала видно примерно то же самое — аденоиды закрывают просвет хоан наполовину.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Что видят родители. В этой ситуации ребенок может свободно дышать носом во время бодрствования, но вот во время сна храп становится его постоянным спутником. А еще аденоиды второй степени могут перекрывать устья евстахиевых труб, и тогда вы начинаете замечать, что ребенок часто переспрашивает и время от времени жалуется на дискомфорт в ушах из-за того, что аденоиды начинают — полностью или частично — перекрывать евстахиеву трубу

ВЫВОД. Аденоиды второй степени однозначно нуждаются в лечении, но вот будет ли оно хирургическим или же можно будет обойтись без операции, зависит только от того, за счет чего же увеличились аденоиды.

Евстахиева труба — это канал, который соединяет носоглотку и полость среднего уха. Нужна такая штука для двух вещей: во-первых, выравнивать давление между полостью среднего уха и внешней средой, чтобы атмосферное давление не вдавливало бы барабанную перепонку внутрь, а во-вторых, для оттока жидкости из полости среднего уха.

Евстахиева труба открывается в носоглотку сразу позади хоан, поэтому любой отек слизистой оболочки носа грозит полностью или частично перекрыть евстахиеву трубу.

А еще евстахиева труба у детей намного шире и короче, чем у взрослых — вот почему у детей воспаление на аденоидах или обыкновенные насморки так часто осложняются отитами.

Вход в евстахиеву трубу прикрывает от инфекций тубарная миндалина, но при воспалении аденоидов она тоже часто воспаляется, поэтому может дополнительно перекрыть евстахиеву трубу.

Это — самая большая степень увеличения аденоидов. На рентгеновском снимке тень от аденоидов занимает весь просвет носоглотки. При проведении эндоскопии врач просто не может провести эндоскоп из полости носа в носоглотку — мешают все те же аденоиды.

Что видят родители. Внешне третья степень аденоидов видна очень хорошо. Ребенок с третьей степенью не дышит носом ни днем, ни ночью. Если третья степень у ребенка наблюдается в течение более чем одного года, у него формируется так называемое “аденоидное лицо” — полуоткрытый рот (дышать-то чем-то надо), вытянутый овал лица, полуприкрытые глаза.

Из-за такого выражения лица, кстати, и пошел миф о том, что аденоиды тормозят умственное развитие ребенка. Но на самом деле успеваемость детей с третьей степенью аденоидов и их контакт с внешним миром снижаются из-за полного перекрытия евстахиевых труб и стойкого снижения разборчивости речи — ребенок просто перестает понимать половину обращенных к нему слов.

Что делать? С аденоидами третьей степени тоже можно справиться без операции (мы помним — важна не степень увеличения аденоидов, а то, за счет чего они увеличены). Но при третьей степени очень важно начать лечение, не откладывая — если начнется деформация лицевого скелета по типу “аденоидного лица”, операции будет уже не избежать.

А вот четвертой степени аденоидов просто не существует. Это, так сказать, поэтическое преувеличение не очень грамотных врачей.

Главным, наиболее существенным и наиболее опасным следствием аденоидов является постоянное нарушение носового дыхания. Ощутимое препятствие для прохождения воздушной струи приводит к дыханию через рот, а, следовательно, к тому, что нос не может выполнять свои функции, которые, в свою очередь, очень важны.

Следствие очевидно — в дыхательные пути попадает необработанный воздух — не очищенный, не согретый и не увлажненный. А это многократно увеличивает вероятность воспалительных процессов в глотке, в гортани, в трахее, в бронхах, в легких (ангины, ларингиты, трахеиты, бронхиты, пневмонии).

Постоянно затрудненное носовое дыхание отражается и на работе самого носа — возникают застойные явления, отёк слизистой оболочки носовых ходов, непроходящие насморки, нередко возникают гаймориты, изменяется голос — становится гнусавым.

Дети спят с открытым ртом, храпят, жалуются на головные боли, часто болеют респираторными вирусными инфекциями.

Внешний вид ребёнка с аденоидами удручающий — постоянно открытый рот, густые сопли, раздражение под носом, платочки во всех карманах… Врачи даже придумали специальный термин – «аденоидное лицо».

Увеличенные аденоиды проявляют себя в 25-40% случаев от всех гипертрофированных аденоидов.

Эти проявления возникают из-за особого расположения аденоидов в носоглотке как пересечении нескольких дорог, где:

  1. Проходит воздух
  2. Открываются слуховые трубы
  3. Возникает скопление и застой слизи после ОРВИ
  4. Выполняется резонаторная функция речи

Уверенные аденоиды нарушают проходимость дыхательных путей, частично (редко – полностью) перекрывая носовые ходы. Поэтому увеличенные аденоиды могут нарушать механизмы дыхания, слуха, голосообразования и прикуса, что проявляться как:

  • храп и шумное дыхание во сне;
  • постоянная/периодическая заложенность носа с насморком или без (выделения из носа или стекание по задней стенке);
  • затяжные насморки после ОРВИ ({amp}gt; 10-14д) и частые отиты, снижение слуха;
  • постоянное дыхание через рот и изменение прикуса (формирование «аденоидного лица», гнусавость речи).

Ряд исследований показали, что нарушение дыхания во сне может приводить к кислородному голоданию с нарушением работы сердца/легких и возникновению беспокойного сна (ночные кошмары, обильное потоотделение, атипичные позиции во сне, ночные мочеиспускания). После восстановления проходимости дыхательных путей на фоне операции все эти проявления проходят.

Стекание слизи по задней стенке на фоне затяжного насморка может вызывать раздражение голосовых связок и нижних дыхательных путей, в результате чего возникает кашель.

Однако, кашель во сне и стекание слизи по задней стенке не являются специфичными симптомами так как могут встречаться при большом количестве других патологий (например, ОРВИ или рефлюксной болезни): при наличии таких симптомов нужна детальная оценка ситуации.

Понятие «аденоидит» во всем мире уже не используется, так как у детей редко отмечается изолированное воспаление того или иного отдела носа. Чаще при воспалительном процессе в носу у детей задействованы несколько отделов носа одновременно и почти каждое воспаление в носу будет сопровождаться и синуситом, и задним ринитом и стеканием слизи по задней стенке глотки.

Нужна ли операция

Впервые в медицинской практике появился реальный шанс без операции и без лекарств полностью вылечить аденоиды. Кроме того, метод Бутейко – это настолько сильная профилактика, что если начать лечениев тот момент, когда появляется отек слизистой носа и аденоиды только начинают формироваться, то их развитие прекратится.

Говорить о рецидивах в нашем случае не приходится. Они возможны только при повторном нарушении вентиляции легких. Например, если ребенок, возвращается после занятий домой, где снова попадает в среду, где гипервентилянты — другие члены семьи.

Из этой ситуации есть два выхода: либо устранять факторы, обеспечивающие поддержание гипервентиляции, либо постоянно работать на снятие симптомов болезни. В любом случае, мы даем своим пациентам эффективное практическое решение проблемы. После амбулаторного курса лечения операция маленькому пациенту уже не грозит.

Аденоиды у ребенка: лечить или удалять? Надо ли удалять аденоиды

Опасность заболевания в том, что родители малыша, страдающего от постоянно заложенного носа, не придают этому особого значения и замечают изменения, когда последствия становятся очевидны.

Типичная мимика при аденоидном лице: смещение подбородка, постоянно приоткрытый рот – приводит к необратимым последствиям. Строение челюстей постепенно деформируется, что не всегда под силу исправить даже хирургическим способом.

Разросшиеся аденоиды сильно осложняют жизнь ребенку, могут появиться психосоматические заболевания: нервный тик, энурез, судорожные состояния. Малыш становится вялым или возбудимым. Из-за появившейся гнусавости и снижения слуха ухудшается вербальное общение, при разговоре он часто просит повторить то, что ему сказали.

Гипертрофированные носоглоточные миндалины под воздействием негативных факторов часто воспаляются, что является причиной аденоидита – заболевания, характеризующегося высокой температурой, хроническим насморком и головной болью.

Аденоиды мешают оттоку слизи, что лишает организм защитной функции. Воспалительные процессы могут спровоцировать отит, фарингит, трахеит.

Главный вопрос, который задают родители на приеме у отоларинголога, – необходимо ли операционное удаление аденоидов у детей и какие последствия будут, если отказаться от медицинского вмешательства. Показаниями к аденотомии являются изменения, вызванные гипертрофией глоточной миндалины II и III степени:

  • аденоидит, отит, хронические болезни дыхательных органов;
  • расстройства, связанные с неврологическими отклонениями;
  • формирование неправильного прикуса;
  • аденоидный кашель;
  • апноэ, или прерывание дыхания во сне.

Показанием к операции является состояние, при котором вместе с аденоидами растут гланды. Ребенок плохо говорит, у него часто болит голова, наблюдается отставание в психофизиологическом развитии. Принимают решение о необходимости операции только в случае отсутствия альтернативного лечения.

Время года, в которое проводят удаление аденоидов, тоже имеет значение. Зима предпочтительнее, чем лето.

Перед операцией ребенка осматривает педиатр, проводит беседу с родителями. Чтобы исключить возможность развития инфекционных заболеваний, иногда назначают курс антибиотиков.

Исключен прием пищи менее чем за 12 часов перед аденотомией, иначе у малыша может возникнуть рвота. Слизистые выделения удаляют способом «Кукушка».

В большинстве случаев операция проходит без осложнений. К отрицательному влиянию хирургического вмешательства можно отнести:

  • Возникновение отита. Отек поврежденных тканей может перекрыть слуховые проходы и вызвать временные проблемы со слухом.
  • Храп, затрудненное дыхание. Малыш может сопеть, хрюкать и кашлять. Это явление связано с отечностью носоглотки после удаления аденоидов. Подобные симптомы обычно сами исчезают через семь–десять дней, если улучшение не наступает, нужно проконсультироваться с лором.
  • Снижение иммунитета. Возможно, как после любого хирургического вмешательства, в том числе на фоне стресса.
  • Инфицирование раны. Чтобы избежать вторичной инфекции, желательно ограничить общение с другими людьми и соблюдать предписания врача.
Наименование услуги Стоимость, тыс. рублей
Операция классическим способом 10-12
Лазерная операция 55
Радиоволновой способ 35
Холодноплазменный способ 50
Аденотомия шейверным инструментом 40
Какой способ для удаления аденоидов у ребенка вам предпочтительнее

Изучая прайс в клинике, нужно уточнить, входит ли в стоимость пребывание в стационаре или оно оплачивается отдельно.

Перед операцией необходимо пройти обследование. Помимо стандартных осмотров и рентгена, нужно сделать эндоскопию или компьютерную томографию. Такие исследования продемонстрируют размер воспаления и помогут определиться, стоит ли удалять аденоиды.

Необходимо понимать, что тем, кто вырезал аденоиды, потребуется не только восстановительная терапия, будет нужна постоянная и регулярная поддерживающая терапия (промывания носа, капли, дыхательная гимнастика).

Если этого не соблюдать, то, скорее всего, аденоиды вернутся. Как и все ткани организма, аденоидная ткань восстанавливается, вот только скорость восстановления зависит от возраста ребенка и его иммунитета.

Конечно, после операции, когда малыш задышит носиком, у него будет меньше слизи (т. е. соплей) выделяться. Но его иммунитет будет ослаблен, он будет подвержен тем же вирусным заболеваниям, поэтому, скорее всего, ребенок станет болеть меньше.

После удаления аденоидов, 20 лет назад…

Какими бы ни были аденоидные разрастания, у ребенка всегда возникает отек слизистой оболочки. Именно он не позволяет ребенку нормально дышать. Применение метода Бутейко позволяет в рамках проводимого курса лечения за 1—2 занятие устранить отек и вернуть ребенку способность дышать носом.

В таком случае, разрастания ему уже не мешают — нос начал дышать, а продолжающиеся занятия с врачом продолжают стабилизировать иммунитет ребенка. Вопрос о необходимости операции снимается мгновенно. В дальнейшем, если соблюдать все рекомендации врача и заниматься, нормализуется вентиляция легких, обмен веществ – и аденоиды возвращаются в нормальное состояние. Ребенок перестает сопливиться, часто болеть, становится неподвержен аллергическим заболеваниям.

Метод Бутейко – лечебно-образовательная программа, в процессе прохождения которой лечащий врач объясняет своим пациентам и родителям: как, что и почему происходит в их организме, а также подробно рассказываем, на чем основан метод Бутейко.

Аденоиды у ребенка: лечить или удалять? Надо ли удалять аденоиды

В ряде случаев операция по удалению аденоидов у детей откладывается на определенный срок:

  • на 1 месяц – при перенесенных ОРЗ и ангине;
  • на 2 месяца – после выздоровления от гриппа и после прививки;
  • на 3 месяца – после ветряной оспы;
  • на 4 месяца – после скарлатины и краснухи;
  • на полгода – после перенесенных кори, паротита, коклюша.

Ответ на вопрос, почему нельзя удалять аденоиды после инфекции, очевиден: наблюдается снижение иммунитета, возможны осложнения. Перед операцией выясняется, контактировал ли недавно ребенок с инфекционными больными, если данный факт выявляется, аденотомия откладывается на срок длиной в инкубационный период болезни.

Предлагаем ознакомиться:  Белый налет на губах и деснах: причины и лечение

Противопоказаниями к аденотомии являются:

  • хронические инфекционные заболевания или ОРЗ, ОРВИ;
  • некоторые болезни кровеносной и сердечно-сосудистой системы;
  • патологическое развитие неба;
  • возраст до 2 лет;
  • незалеченный кариес зубов;
  • некоторые болезни внутренних органов;
  • тимомегалия.

При вышеперечисленных состояниях выбирают безоперационный метод лечения.

Когда и как удаляют аденоиды у детей – зависит от рекомендаций практикующего специалиста, выбранной клиники, наличия необходимого оборудования и степени патологии.

  • Классическим считается способ, при котором разросшуюся глоточную миндалину удаляют аденотомом Бекмана – хирургическим скальпелем кольцевидной формы. Одним уверенным движением врач отсекает разросшуюся лимфоидную ткань, используя для осмотра гортанное зеркало. К недостаткам способа относят повышенное кровотечение, для остановки которого приходится применять специальные средства, и затруднение при осмотре, повышающее риск травматизма. Из-за ограниченности обзора возможно неполное удаление ткани, что ведет к повторному разрастанию аденоидов.классический способ
  • В современной хирургии используют радиоволновые аденотомы (прибор «Сургитрон»), которые способны одновременно удалить миндалину и прижечь поврежденное место. Преимущество метода в том, что риск кровопотери при данном способе сведен к минимуму, а восстановительный период краток. Обзор осуществляется при помощи эндоскопа – миниатюрной камеры.
  • Аденотомия с помощью лазера выполняется двумя методами. Если патологический массив большой, применяют коагуляцию, если незначительный, то выбирают вапоризацию – послойное иссечение. Так как операция проводится без применения инструментов, снижается риск инфицирования тканей, кровеносные сосуды прижигаются лазером, что делает вмешательство малотравматичным и безопасным. Возможен незначительный нагрев тканей, расположенных рядом с аденоидным массивом.
  • Вырезать аденоиды холодноплазменным способом, или методом коблации, – значит применить практически безболезненный вид вмешательства. Разрушение и удаление патологических образований холодной плазмой происходит без повреждения прилегающих тканей. Эндоскопический метод позволяет вести наблюдение за поврежденной областью.
  • При аденотомии шейверным инструментом с введением анестетика происходит подрезание аденоидов изогнутым скальпелем, который вводится через носовые ходы. Восстановление при данном методе наступает быстро.

В поликлиниках обычно показаниями к операции считают гипертрофию аденоидов второй-третьей степени, частые средние отиты, частые респираторные инфекции (чтобы ребенок не болел, надо удалить аденоиды), экссудативный отит и ночной храп.

От себя добавлю — все те же 20-25 лет назад в порядке вещей было удаление аденоидов у детей прямо на фоне острого гайморита. Считалось, что это облегчает лечение и устраняет причину гайморита — ни больше, ни меньше.

Как результат — аденоиды очень долгое время удаляли направо и налево, едва заметив подозрительную тень в носоглотке на рентгене. Во всем мире было ничуть не лучше — в 90-е годы в США ежегодно выполнялось до 2,5 миллионов аденотонзиллэктомий (то есть одновременных удалений и миндалин и аденоидов) у детей, причем самому младшему ребенку, который прошел через такую операцию, было… 1 год 8 месяцев.

Но при операциях (особенно если они проводятся массово) часто бывают осложнения, а после операций — рецидивы. И что характерно, чаще всего эти рецидивы наступали:

  • во-первых, у детей, которым выполняли операцию в возрасте до 3 лет;
  • во-вторых, у детей или часто болеющих, или имеющих хронические инфекции на слизистой оболочке носа или на миндалинах;
  • и на третьем месте по частоте рецидивов шли дети, у которых кроме аденоидов были увеличены еще и миндалины.

Кстати, риск рецидива почему-то всегда выше у девочек, чем у мальчиков. Почему — ответить на этот вопрос так никто и не удосужился.

Так что сейчас круг показаний к удалению аденоидов сузился, причем весьма значительно.

Абсолютных показаний к удалению аденоидов осталось всего три (это между прочим, тот самый мировой опыт, на который в последнее время так любят ссылаться наши медицинские светила):

  • синдром обструктивного апноэ сна (то есть задержки дыхания во сне, вызванные разросшимися аденоидами);
  • выраженное нарушение развития лицевого скелета (то есть то самое “аденоидное лицо” из учебников прошлого и позапрошлого века);
  • подозрение на злокачественное образование в носоглотке (простите, тут я обойдусь без комментариев)

Все остальные показания — рецидивирующие гаймориты, рецидивирующие отиты, наличие воспаления в носоглотке — показания относительные. То есть в этих ситуациях вариант с удалением аденоидов можно рассматривать только тогда, когда консервативное лечение не дало никакого эффекта. Так что в подавляющем большинстве случаев можно хотя бы попытаться обойтись без операции.

Хирургическое удаление миндалины показано при 3- 4 степени гипертрофии, когда носового дыхания практически нет. Это чревато частыми воспалениями ушей, деформациями лицевого черепа, формированием неправильного прикуса, проблемами с речью.

Абсолютные показания к удалению миндалины:

  • эпизоды ночных остановок дыхания (апноэ),
  • хронический гнойный средний отит

в сочетаниях с гипертрофией 3-4 степени.

Вопрос может быть оставлен на усмотрение лечащего врача, если без эффекта остались 1-2 курса медикаментозного лечения гнойного аденоидита или есть неврологическая симптоматика: снижение слуха, недержание мочи, судорожные припадки.

Аденоиды у ребенка: лечить или удалять? Надо ли удалять аденоиды

Самый тщательный отбор на операцию проходят дети с аллергиями, так как для них удаление миндалин может повышать риски развития не инфекционнозависимой  бронхиальной астмы.

Многих интересует “аденоиды удаляют под наркозом или нет?”  Так как врачу нужно тщательно определять объем удаляемой ткани и видеть операционное поле, то общее обезболивание обязательно. Это позволяет не нанести ребенку психологическую травму, а хирургу сохранить часть ткани, необходимой для обеспечения иммунной защиты носоглотки.

В определенный момент, когда аденоиды полностью покрыты бактериями, они теряют свою защитную функцию и, увы, становятся источником хронического воспаления в организме. Увеличенные аденоиды нарушают носовое дыхание, что приводит к дыханию через рот и вследствие этого воздух начинает давить на язык, а щеки-на челюсть, происходит деформация верхней челюсти и её сужение, а в дальнейшем – к нарушению механизма жевания и глотания, что приводит к повреждению височно-нижнечелюстного сустава.

Операция рекомендована в случае отсутствие эффекта от консервативного лечения при сохранении симптомов, нарушающих состояние ребёнка:

  1. Затяжной насморк (больше 3 месяцев) на фоне других симптомов увеличенных аденоидов
  2. 3 и более острых средних отитов за полгода, 4 и более за год независимо от степени увеличения аденоидов
  3. Экссудативный средний отит (наличие жидкости за барабанной перепонкой без признаков острого воспаления) в течение 3 и более месяцев и с достоверным снижением слуха и/или задержкой речевого развития, а также при наличии структурных изменений в среднем ухе у детей старше 4 лет
  4. Остановки дыхания во сне (может быть 3 степеней тяжести, установить которые можно на полисомнографии)
  5. Нарушение прикуса

Стандартом на сегодня является аденотомия под контролем эндоскопа (когда хирург видит аденоиды через камеру)

По данным некоторых исследований, аденотомия облегчает течение бронхиальной астмы.

После аденотомии вероятность рецидива низкая, но все же есть, особенно у детей раннего возраста (до 3 лет). Если возникает повторное разрастание это не значит, что снова нужна будет операция – часто бывает достаточно консервативной терапии.

Многие родители ждут от операции чуда. С операцией действительно «уходят» такие симптомы, как частые насморки и отиты. Но коррекция прикуса и нарушение дыхания во сне могут не пройти быстро. Также, незначительно снижается частота стандартных ОРВИ.

В любом случае решение должен принимать врач.

Суть операции — удаление увеличенной глоточной миндалины.

Операция возможна и под местной, и под общей анестезией.

  • тяжелые аллергические реакции на белок куриного яйца;
  • температура
  • тяжелые реакции или осложнение на предыдущее введение этой вакцины.

Примерные цены операций

Пожалуй, самый главный и важный аспект всей дошкольной подготовки. Дети, которые посещали детский сад, адаптируются к учебным будням проще, чем домашние дети. Но это не значит, что нельзя самостоятельно провести психологическую подготовку.

Важно чтобы у дошкольника были друзья примерно его возраста. Современные первоклассники далеко не всегда умеют взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом.

Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по решению конфликтных ситуаций, принятию совместных решений. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.

Очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Как ни странно, развить такие качества поможет игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Мемори», домино и пр.).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Можно организовывать детские праздники, ходить на детские площадки. Знакомить малыша с новыми людьми. Просите ребенка рассказывать стишки или петь песни перед гостями, благодаря этому ваше чадо не будет бояться публики.

За каждое достижение малыша нужно хвалить и поощрять, но хвалить именно за готовый результат, а не за каждый шаг. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

Тогда энтузиазма будет больше. Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Помимо этого необходимо заранее настроить режим ребёнка, так как ему придётся рано просыпаться. Лучше всего начать это делать за пару недель до начала учебного года, так как этого времени как раз хватит для того, чтобы перестроить организм ребёнка.

Профилактика и лечение

У примерно 30% детей симптомы аденоидной гипертрофии могут значительно уменьшаться или вовсе проходить от правильного лечения.

Самый эффективный способ консервативного лечения аденоидов сегодня – интраназальные стероиды в виде спреев. Они создаются на основе собственных гормонов человека, не имеют побочных эффектов и безопасны для детей даже при длительном применении.

Эти лекарства местного применения, активные вещества всасываются в слизистую всего лишь на 20%. Главное — не прерывать лечение и правильно использовать спреи. Терапия длится от 4 недель до 3 месяцев.

степени увеличения

Второй важнейший момент – регулярное наблюдение ЛОРа.

Увеличение аденоидов – нормально для всех детей. А лечение зависит от клинических проявлений, связанных с увеличенными аденоидами.

Вначале необходимо:

  • убедиться, что проявления связаны именно с аденоидами
  • оценить выраженность проявлений

Что же можно поделать с такими проявлениями аденоидов, как частые отиты, затяжные насморки, храп, нарушение прикуса?

  1. Затяжные насморки (больше 2 недель от начала ОРВИ) лечатся:
  • солевыми растворами
  • противовоспалительными препаратами (назонекс, авамис – разрешены с 2 лет)
  • системными антибиотиками

Другие средства (физиотерапия, антигистаминные, местные антибиотики, протаргол, деринат, гомеопатические средства) не входят в стандарты лечения, так как нет доказательств их эффективности.

  1. Для снижения храпа и улучшения сна (самое грозное проявление, так как может скрывать за собой остановки дыхания во сне) эффективны:

Спреи на гормональной основе (Авамис и Назонекс, курсом на 1-3 месяца) – стандарт консервативного лечения нарушения дыхания во сне – достоверно снижают храп и остановку дыхания во сне.

Монтелукаст (сингуляр), Зафиролукаст: антилекотриеновые препараты улучшают дыхание во сне и уменьшают размеры аденоидов, особенно у детей с аллергическими заболеваниями.

  1. При наличии повторных острых средних отитов рекомендованы:

Вакцинация от пневмококка (превенар-13, пневмовакс-23) и гемофильной палочки (Хиберикс, Акт-хиб, в составе Пентаксима): доказано снижение количества отитов и их тяжести.

Шунтирование барабанных перепонок отдельно или в комбинации с аденотомией.

  1. Нарушение прикуса (высокое стояние твердого неба, сужение верхней челюсти, скученность зубов, перекрестный прикус в боковом отделе): консультация ортодонта.

Увы, обычно частота ОРВИ после консервативного лечения или аденотомии снижается незначительно. Считается нормальным, если ребёнок болеет до 8-12р/год даже без увеличенных аденоидов!

Заболевание это чаще всего возникает осенью, реже весной. Каких-либо особых профилактических мер по борьбе с ним не существует, и степень заражения в период эпидемии довольно высока, особенно если ребенок не болел вирусом Коксаки ни разу.

Единственное, что можно рекомендовать родителям в качестве профилактических мер — не допускать посещения ребенком мест большого скопления детей в периоды эпидемий (театров, детских поликлиник и т. п.).

Также нужно чаще мыть ребенку руки и проветривать помещение, в котором он находится в течение дня, а также покупать бутилированную фильтрованную воду, следить за чистотой овощей и фруктов, которые ест ребёнок.

Лечения для вируса Коксаки, как такового, нет. Поэтому лечить его стоит симптоматически: обильное питье для наилучшего вывода из организма токсинов и снижения температуры, жаропонижающие средства, спреи для горла и полости рта, если сыпь вызывает зуд — антигистаминные средства.

Как говорилось выше, особого лечения для этого вируса не существует, болезнь самостоятельно проходит через 10-14 дней. Осложнений обычно после нее не бывает, однако было отмечено несколько случаев менингита, спровоцированного вирусом Коксаки.

При появлении у ребенка одного или нескольких признаков этого заболевания его нужно изолировать от других детей (не водить в детский сад или школу) и вызвать участкового педиатра.

Противопоказания к проведению Войта-терапии

  • недомогание, повышение температуры тела;
  • болезненность, уплотнение и / или покраснение в месте укола.

Обычно эти реакции слабо выражены и проходят самостоятельно.

  • температура тела более 38,5˚С;
  • гидроцефалия (стадия декомпенсации);
  • 10 дней после прививки;
  • обострение соматических хронических болезней;
  • серийные эпилептические припадки;
  • аффективно-респираторные состояния;
  • заболевания сердца;
  • психологическая неподготовленность родителей к процедуре;
  • наличие особых заболеваний (болезнь стеклянных костей).

Подводя итог, нужно сказать, что ДЦП – это сложное заболевание, полностью излечиться от которого в данный момент нельзя. Можно только облегчить жизнь с помощью реабилитации, перевести болезнь в более легкую форму, чтобы ребёнок в будущем смог жить самостоятельно – ходить в школу, учиться в университете, заботиться о себе.

Режим сна

Стоит помнить, что ребёнок, живущий по режиму с 7:00 до 21:00, не сможет дождаться боя курантов. Лучше не ломать малышу режим из-за одной ночи, так как потом его будет сложнее вернуть в привычный ритм.

Вот несколько советов:

  • Уважайте биологический ритм ребенка и не ломайте привычный график. Вернуться к сложившемуся режиму может быть непросто. Если вашему ребенку меньше 10-12 лет, лучше, чтобы Новый год он встретил в постели.
  • Если вы все же хотите, чтобы ребенок находился за новогодним столом вместе с вами, позаботьтесь о его дневном сне. Уложите ребенка в 5 часов дня, разбудите в 7- 8 вечера, и тогда он сможет дождаться президентской речи и боя курантов.
  • Ни в коем случае не давайте ребенку алкоголь. Даже лёгкий, даже понюхать, даже на дне рюмочки. Первое января будет испорчено отравлением, которое в некоторых случаях может потребовать госпитализации.
  • Будьте готовы к тому, что, если ребенок отметит Новый год, он будет вынужден бодрствовать около часа. Шум взрывающихся фейерверков не даст ему уснуть.

Переедание

Если малыш какое-то время будет находиться за праздничным столом вместе со взрослыми, внимательно следите за тем, что он ест. Кроха может и сам схватить со стола что-то из того, что есть ему совершенно ни к чему.

А бывает, и взрослые предлагают крохе то кусочек колбаски, то оливье, «чтобы он тоже почувствовал праздник». Непривычная, не подходящая по возрасту пища может привести к серьёзным нарушениям пищеварения малыша.

То, что праздник будет испорчен, – это полбеды. Гораздо страшнее проблемы со здоровьем у маленького человечка. Лучше вообще не сажать кроху за стол со взрослыми, а накрыть для него и других ребятишек отдельный детский стол с вкусными, полезными и безопасными блюдами.

Во время застолья малыш также не должен оставаться без присмотра взрослых ни на минуту! Посуда, бокалы со спиртными напитками, зажжённые свечи – все это может представлять опасность для крохи. Пусть новогодние праздники принесут вам только приятные мгновения.

Профилактика: следите за тем, чтобы ребёнок не объедался за праздничным столом дома и в гостях. Лакомства предлагайте в ограниченном   объёме, по отдельности, соблюдая интервалы между приёмами пищи.

Первая помощь при болях в животе от переедания: Понять, в чём причина. Сводить ребёнка в туалет. Напоить водой. Если боли не прошли после посещения туалета, и продолжаются длительное время, то вызвать врача.

Обезболивание

Родители могут сомневаться в необходимости операции в связи с риском и возможными страданиями ребенка. Особенно переживают те, кому в детстве аденоиды удаляли без обезболивания. Сейчас вырезание аденоидов проводят под общим наркозом пациентам до 7 лет или местным более взрослым детям, так как им проще объяснить ситуацию.

Во время местной анестезии препарат для обезболивания, лидокаин или новокаин, сначала наносят методом распыления или смазывания, а потом вводят непосредственно в миндалину. Ребенок видит и осознает все, что происходит, а вид инструментов и собственной крови может нанести психологическую травму.

Препарат для обезболивания подбирается анестезиологом индивидуально, для маленьких пациентов используют малотоксичные и относительно безопасные медикаменты: «Диприван», «Эсмерон», «Дормикум».

Предлагаем ознакомиться:  На месте удаленного зуба появилась шишка

К плюсам общей анестезии относят низкий риск возникновения психологической и физической травмы, возможность спокойно удалить аденоиды и внимательно осмотреть горло после операции. Современные специалисты применяют эндотрахеальный наркоз, при котором анестезирующие вещества поступают и в кровь, и в органы дыхания.

Кишечные инфекции

В новогодние праздники во многих семьях блюда готовятся в больших количествах и употребляются на протяжении нескольких дней. Но даже при хранении в холодильнике, в продуктах, содержащих майонез, сметану, крем, могут накапливаться патогенные   бактерии.

Профилактика: не давать детям продукты, приготовленные сутки и более тому назад. Обязательно мыть все фрукты!

степени

Первая помощь: обеспечить покой, строгую диету (обильное питьё, исключить употребление молока, фруктов, грубой клетчатки), дать энтеросорбенты. Вопрос о необходимости назначения антибиотиков решает только врач!

Больно ли удалять

Испытает мучения малыш или нет – зависит от метода проведения операции и вида анестезии. В современных клиниках используют следующие способы удаления аденоидов: классический (ножом Бекмана), метод коблации, лазерный, шейверная аденотомия.

Последние три способа считаются самыми безопасными и малотравматичными, практически исключен риск инфицирования и кровотечения, так как сосуды прижигаются в процессе операции. Все виды хирургического вмешательства проходят быстро. Сколько длится операция – зависит от метода, как правило, не более десяти минут.

При местной анестезии ребенок будет чувствовать боль и дискомфорт, во время общего наркоза неприятные ощущения исключены, так как малыш будет спать. Но во время полной анестезии существует вероятность развития внезапных осложнений, связанных с введением обезболивающего препарата.

Существует мнение, что убирать аденоиды необязательно, так как по мере взросления ребенка глоточная миндалина может уменьшиться в размерах. По мнению доктора Комаровского, откладывать лечение до подросткового возраста недопустимо, так как высок риск получить хроническое заболевание и осложнения. Разросшиеся аденоиды могут удалять по показаниям и в зрелом возрасте.

Врачи, едва увидев аденоиды у ребенка, обычно в один голос заявляют: удалять (некоторые доктора еще добавляют при этом — “срочно!”). Мотив у них в общем-то простой: нет аденоидов, нет и проблемы.

Но проблема в том, что удаление аденоидов — это полноценная операция, со своими рисками (между прочим, достаточно серьезными), осложнениями (и еще какими). В последние 20 лет эта операция проводится только в условиях стационара и все чаще — под общим обезболиванием. То есть под наркозом. Который, кстати говоря, сам по себе является нешуточным риском.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Это значит, что прежде чем говорить, что аденоиды надо удалять срочно, врач в поликлинике (сам-то он их удалять не будет) должен взвесить все “за” и “против”, а говоря медицинским языком, все показания и противопоказания к этой операции у вашего ребенка.

гипертрофия

Еще 20 лет тому назад (когда аденоиды сплошь и рядом удаляли в поликлиниках или дневных стационарах) в графе “показания к операции” врачи писали: “аденоиды второй степени”. И этого, представьте себе, было достаточно!

На самом деле есть абсолютные показания к операции — то есть ситуации, когда можно только оперировать и больше проблему аденоидов решить нельзя никак, и есть относительные показания, когда можно пытаться лечить аденоиды консервативно, а операцию рассматривать как одни из вариантов лечения.

Опасность удаления аденоидов состоит в том, что мы устраняем защитную реакцию организма. Утратив ее, он начинает защищаться каким-то иным методом – возникают все новые и новые болезни, например, постоянный насморк, отек слизистой, отек бронхов.

Если же ни один из этих вариантов не сработал, то начинается нарушение функции обмена веществ, ослабление иммунитета. Возникает аллергия, как неправильный ответ иммунной системы. Оперативный метод устраняет следствие, но не причину.

Наоборот, он усиливает гипервентиляцию на данном конкретном этапе, и это может привести к началу развития бронхиальной астмы у ребенка. Ослабление иммунитета приводит к тому, что ребенок попадает в категорию часто болеющих детей.

Пиротехника

Температура горения бенгальского огня – 1100-2000С, этого достаточно чтобы расплавить металл.

  • Не используйте бенгальские огни вблизи ёлок, занавесок, горючих предметов и над едой.
  • Цветные бенгальские огни можно использовать только на улице (в связи с выделяемыми при горении веществами), при использовании обычных бенгальских огней необходимо хорошо проветрить помещение.
  • Рекомендуется, чтобы бенгальский огонь держал ребёнок не младше 5-6 лет, на расстоянии вытянутой руки под углом 30-45градусов
  • Ни в коем случае нельзя прикасаться к потухшему бенгальскому огню. Необходимо сразу же забрать у ребёнка стержень от бенгальского огня и потушить его, залив водой.
  • Хлопушка не должна быть направлена в лицо, еду и в сторону легковоспламеняющихся предметов.
  • Искрящиеся фонтаны рекомендуется использовать на открытом воздухе (за исключением совсем маленьких фонтанов, у которых на упаковке написано, что их можно использовать в помещении), их нельзя брать в руки и направлять в сторону людей, одежды, ёлок и занавесок, они должны быть очень крепко закреплены.
  • НИКОГДА не оставляйте без присмотра ребёнка с зажженным бенгальским огнём в руке
  • Всегда имейте при себе огнетушитель или ёмкость с холодной водой наготове, если Вы используете пиротехнические изделия дома.

— ожоги в результате воздействия открытого пламени;

подготовка к операции

— травмы, полученные от фрагментов пиротехнического изделия в результате воздействия взрывной волны.

Ожоги, связанные с использованием пиротехники, чаще всего имеют локализацию на лице и кистях, носят комбинированный характер в результате воздействия открытого огня и горючих химических веществ. Наибольшую опасность представляют ожоги глаз.

Травмы от взрывной волны могут быть различной тяжести: от легких ушибов до травматической ампутации пальцев.

Профилактика: использовать пиротехнические изделия строго по инструкции в присутствии взрослых, не подпускать детей к пиротехнике.

Первая помощь: остановить кровотечение, обезболить (параллельно вызвать скорую помощь). При использовании жгута положить записку в которой указано время, когда он был наложен.

При поражении глаз необходимо промыть их холодной проточной водой. Следует помнить, что при термических ожогах фосфором частицы данного вещества продолжают гореть в любом месте, даже под водой, поэтому их необходимо срочно удалить из конъюктивального мешка механическим путем или вымыть струей воды.

Адаптационный период в пятом классе

Как помочь ребёнку в период адаптации?

  1. Важно успокоить ребёнка и заранее настроить его на изменения, которые неизбежно наступят в средней школе. Заранее познакомьтесь с новыми предметами, учителями, если есть такая возможность.
  2. Объясните ребёнку его новый статус ученика среднего звена, обсудите, что теперь у него больше возможностей, но и больше ответственности. Вы ему больше доверяете, поддерживаете его, считаетесь с его желаниями, так как он стал более взрослым и самостоятельным. Но и спрос с него больше. И общий контроль, конечно, никто не отменяет.
  3. Последите за своей речью. Не проскальзывают ли у вас фразы «В пятом классе у тебя будут сплошные двойки и тройки. Ты до сих пор не знаешь таблицу умножения!» Может быть какие-то учителя говорят классу: «В средней школе будет очень сложно, мы не знаем, как ты справишься с программой» ? Не надо взращивать неуверенность в ребятах. Напротив, настраивайте их на успехи – пусть не по всем предметам, но по тем, что у него получается – обязательно. Формируйте у ребёнка положительное отношение к одноклассникам, педагогам, учите конструктивному общению.
  4. Пусть юный подросток знает, что неудачи возможны, это бывает со всеми. Тут важнее всего эмоциональная поддержка взрослых – родителей, педагогов, школьного психолога. Дети должны твердо знать – что бы ни случилось, вы на их стороне.
  5. Правильно организовать режим дня, не допускать перегрузок. Чередовать физические и умственные нагрузки, следить, чтобы оставалось время на прогулки, хобби, общение с друзьями. Лучше не записывать детей в несколько новых кружков и секций в первое полугодие пятого класса, они сейчас и так перегружены.
  6. Учитывайте темперамент, характер, индивидуальные способности детей, не сравнивайте его ни с кем, не говорите плохого ни о других детях, ни об учителях, ни о предметах.
  7. Поощрять ребёнка можно не только за учебные дела. Его нужно хвалить за то, что он помогает с младшими, гуляет с собакой, хороший друг, ему удалось пробежать два километра, забить гол и т.д.
  8. Постарайтесь обсуждать с детьми сложные ситуации и проблемы, вместе ищите выход из конфликтов – у ребенка может быть свое видение ситуации и оригинальное решение.
  9. Если ребёнок привык к ежедневному контролю со стороны взрослых, то приучайте его к самостоятельности постепенно. Ребёнок уже может сам созваниваться с одноклассниками, спрашивать домашние задания, не боясь подходить к учителям и задавать вопросы.
  10. Если взрослых что-то беспокоит в поведении или в учебной деятельности ребёнка, постарайтесь встретиться с классным руководителем. Он ваш первый помощник сейчас и его советы помогут вам решить ситуацию: разговаривать ли с преподавателем, с которым возник конфликт, идти ли к заучу, лучше проверять домашние задания ребенка и т.д.

разрастание

Как правило, ребенок находится в клинике около трех часов после операции под наблюдением персонала. Спустя это время, при отсутствии кровотечения и прочих осложнений, малыша, если он чувствует себя хорошо, отпускают домой.

Повышение температуры в течение трех–четырех дней указывает на возможное инфицирование раны. Чтобы избежать подобного, врач может назначить антисептик для полоскания или орошения горла: «Мирамистин», «Ротокан», «Йодинол» – список растворов велик. Для облегчения боли в прооперированной области используют обезболивающие препараты.

Переохлаждение

Новый год — зимний праздник. В морозы всегда сохраняется вероятность получения обморожений различной степени, а также общего переохлаждения. Обморожения возможны при длительном пребывании на улице. Чаще всего страдают пальцы рук, ног, кончик носа, мочки ушей.

Профилактика: одевайте ребёнка соответственно погоде. Контролируйте время его пребывания на воздухе, в сильный мороз не стойте на месте и старайтесь двигаться.

Первая помощь: увести ребёнка в теплое помещение, сменить мокрую одежду на сухую и теплую, дать теплое питье. Растирания снегом, согревающими мазями противопоказаны!

Возможны ли рецидивы после метода Бутейко?

Мускулатура скелета

  • Позвоночник становится функционально подвижнее
  • Голова более свободно двигается
  • Улучшается осанка
  • Кисти и стопы целенаправленнее и обширнее используются для опорной и хватательной функции

Область лица и рта

  • Облегчаются глотательные, сосательные и жевательные движения
  • Движения глаз становятся более целенаправленными и независимыми от движений головы
  • Возрастают сила и громкость голоса
  • Улучшается речь

Дыхательная функция

  • Увеличивается объем грудной клетки
  • Дыхание становится глубже и стабильнее

Храп - симптом аденоидита

Вегетативная нервная система

  • Улучшается кровоснабжение кожи, стабилизируется режим сна и бодрствования, улучшается регуляция функционирования кишечника и мочевого пузыря

Восприятие

  • Улучшается чувство равновесия, ориентация в пространстве
  • Точнее становятся ощущения: холодный-теплый, острый-тупой
  • Улучшается восприятие собственного тела
  • Улучшается распознавание форм и структур исключительно с помощью ощупывания

https://www.youtube.com/watch?v=channelUCqG8bNpkRIciIqmBhk9LQpQ

Психика

  • Пациент становится более уравновешенным, эмоционально активным

Итак, как мы уже сказали выше, гулять нужно в любую погоду, особенно во время болезни, чтобы процесс выздоровления ускорился. А чтобы прогулка не была в тягость, чтобы провести время с пользой, мы предлагаем несколько вариантов игр и занятий на свежем воздухе.

Например, можно надеть резиновые сапоги, дождевик поверх курточки, взять красочный зонт и пойти шлепать по лужам.

Также можно пускать кораблики и листики в лужах, бросать камешки.

Если трудолюбивые дворники убрали не все листья, можно поиграть с ними или собрать растения для гербария.

Нарушение сна - симптом аденоидита

Если рядом с домом есть парк или сквер, можно устроить пикник.

Осенью на прогулке можно собирать природные материалы для поделок, чтобы долгими зимними вечерами сортировать их по емкостям, строить фигурки из пластилина и пр.

На улице интересно играть в «Находилки». Дома заранее составить список (в схемах-картинках) того, что предстоит найти. Например, найти определенные звуки, предметы какие-то, запахи. Такая игра превратит любую прогулку в увлекательный квест!

Если погода совсем-совсем никудышная, можно ходить по асфальтированным дорожкам возле дома и загадывать друг другу загадки, математические задачки и т.п.

Практически в любую погоду во дворе можно найти птиц. Подкрепиться хлебными крошками они наверняка не откажутся — чем не осеннее развлечение для детей.

И самая любимая игра для многих – это догонялки. С согреться поможет, и развеселит как и родителей, так и ребёнка.

Лабиринт

Из каштанов, камешков, шишек и прочего «добра» выложить лабиринт, а потом пройти его.

Кто сказал, что в крестики-нолики играют только на бумаге?

«Многоразовая» высокоинтеллектуальная игра получится в считанные секунды из того, что окажется под рукой на улице: веточек, каштанов, камешков и др.

Комета из каштанов

Польза дыхательной гимнастики при аденоидах

Когда видишь падающую звезду, нужно загадывать желание, а что делать, если навстречу летит комета из каштана? Ложи-и-и-ись!

Такие летающие кометы можно сделать из грецких орехов: вынуть содержимое, вставить между двумя половинками «хвост» и склеить. Подойдут также сосновые шишки — они достаточно легкие, но летают хорошо. «Хвосты» удобно делать из цветной гофрированной бумаги, разноцветных мусорных пакетов, дождика.

Подводя итог, хочется сказать родителям – не ленитесь! Берите своего малыша и бегом на улицу, и не важно, какая за окном погода – всегда можно найти, чем заняться, главное не стоять на месте. Ведь самое важное для мам и пап, чтобы их ребёнок рос здоровым и больше улыбался!

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

Совет абитуриенту от бывшего студента:если не можете определиться со специальностью, просто езжайте в университет. Посмотрите на студенческую жизнь изнутри, поспрашивайте у ребят, почему им нравится здесь учиться.

Все дети, идущие в общеобразовательную школу, должны обладать следующими навыками:

  • Память: запоминать не меньше 8 картинок, уметь выучить и рассказать стихи, пересказать содержания мультфильма, повторить текст из 4 предложений.
  • Внимание: уметь не отвлекаться около 15 минут, выполнять задания по образцу, находить отличия между предметами, копировать движения.
  • Мышление: складывать разрезанное изображения из 10 фрагментов, определять последовательность событий, находить лишний предмет и объяснять свой выбор, уметь объяснить несоответствия на рисунках и между явлениями.
  • Развитие речи: уметь произносить большую часть звуков и определять их место в слове, делить слова на слоги, правильно сочетать сложные предложения, составлять рассказы из 7 предложений по картинке или из личного опыта.
  • Математика: знать числа, уметь называть их в обратном порядке, составлять и решать примеры в одно действие (сложение или вычитание), соотносить количество объектов с цифрами, измерять длину вещей при помощи условной меры, определять время и ориентироваться на бумажном листе.
  • Моторика: свободно владеть карандашом, ручкой и кистью для рисования, уметь изображать на рисунке несколько связанных содержанием предметов, штриховать и раскрашивать их, не выходя за контуры, передавать точную форму изображаемого объекта (правильные пропорции и расположение частей), ориентироваться в тетрадях в косую и в клетку.
  • Умение рассказать о себе: назвать свою фамилию, имя и отчество, имена и отчества родителей, свой адрес и название родного города, определять последовательность времен года, месяцев, дней недели, частей суток, знать явления природы.Как видите, багаж основных знаний очень велик. Но это та информация, которую малыш должен осваивать в течение первых лет жизни. И если развитию малютки оказывалось должное внимание, то с этими вопросами проблем не будет.

Нормальное физическое развитие

К нему относится не только мускулатура, но и координация движений. Ребенок обязан уметь выполнять мелкие и точные процессы. Его руки должны согласовывать действия с глазами. От этого зависит способность писать и рисовать.

Желание учиться

Стремление к обучению ‒ это самый важный момент в период подготовки первоклассников к школе. Важно, чтобы ребенок серьезно относился к своей будущей социальной роли и старался получить максимальное количество знаний. В старшем возрасте это желание заложить будет практически невозможно.

Принцип эндоскопии при аденоидах

Управление поведением

Поначалу этот критерий будет для первоклассника наиболее сложным. От ребенка потребуется подавлять свою двигательную активность, выдерживать школьный режим и уметь организовать себя на уроке. Однако, уже в первые недели, большинство детей привыкают к такому ритму жизни.

Приемы умственной деятельности

Сюда относится уровень развития познавательных способностей ребенка. Он должен уметь наблюдать за людьми, явлениями и предметами, выделять их свойства, стороны и параметры. Владение логическими операциями поможет быстро и надолго запоминать разнообразную учебную информацию.

Проявление самостоятельности

Первоклассник должен уметь искать различные варианты решения несложных задач без помощи взрослых. Существенную роль в этом играет его стремление изучить что-то новое, удивительное и непознанное. Любознательные дети более инициативны и самодостаточны.

Пространственная ориентация

Под этим подразумевается не только знание окружающей обстановки или местности. Ориентация относится в целом к пространству и времени. Будущий школьник должен понимать, где необходимо писать в тетради, какое сейчас время года, который час, уметь применять глазомер для измерения предметов.

Предлагаем ознакомиться:  Снимать зубной протез на ночь и другие правила гигиены

Отношение к сверстникам и взрослым

Ребенку необходимо уметь работать в коллективе. Это означает не только высказывать свои желания, но и считаться с интересами окружающих. Хорошо, если школьник не будет бояться заговорить первым как со взрослыми, так и со своими товарищами.

Отношение к труду

В этом возрасте уже предполагается сформированное умение работать для себя и для других. Детям важно осознавать серьезность и ответственность данного им поручения.

В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе:

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  6. Кем работают твои родители?
  7. У тебя есть сестра, брат?
  8. Как зовут твоих друзей?
  9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
  10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  11. Назови дни недели, времена года.
  12. Какое сейчас время года?
  13. Чем отличается зима от лета?
  14. В какое время года на деревьях появляются листья?
  15. Как называется планета, на которой мы живем?
  16. Как называется спутник Земли?
  17. Каких домашних животных ты знаешь?
  18. Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  19. Чем отличается город от деревни?
  20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
  21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
  22. Ты хочешь учиться в школе?
  23. Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
  24. Зачем надо учиться?
  25. Какие профессии ты знаешь?
  26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
  27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов.

* Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.

* Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18–11 – о среднем, на 10 и менее – о низком.

За малышом, перенесшим операцию, ухаживать достаточно просто. Домашний режим восстановления после удаления аденоидов у ребенка заключается в коррекции питания, ограничении физических нагрузок, соблюдении правил гигиены. Вот общие рекомендации:

  • Изменить рацион. Для ребенка, перенесшего операцию по удалению аденоидов, под запретом горячая пища и питье: нужно щадить поврежденную область. Нельзя давать кушать и продукты, которые могут травмировать горло: сухарики, чипсы, острые приправы, уксусные заправки, кормить блюдами, содержащими чеснок, лук и прочее. Продолжительность диеты составляет около двух недель.
  • Из-за опасности кровотечения желательно избегать перегрузок и длительного пребывания на солнце, в ванне с горячей водой, бане. Горло и шея не должны прогреваться. Рекомендуется полупостельный режим.
  • Ограничить контакты во избежание риска заболеть.
  • Выполнять дыхательную гимнастику – для изучения методики можно вместе с ребенком смотреть видео. Важно также научить малыша все время дышать носом.
  • Следовать всем советам лечащего врача.

Новогодняя ёлка

Какой праздник без новогодней ёлки? Живая или искусственная, ёлочка всегда была главным атрибутом Нового года. Как же мы любили в детстве трогать пальчиком её колючие иголочки, рассматривать висящие на ветках игрушки, любоваться мерцающими огоньками гирлянд. Теперь она будет точно так же радовать малышей, как когда-то радовала нас самих.

Начнём с того, что ёлка должна быть всегда увлажнена. Каждый день необходимо поливать ёлку, если она стоит в ведре с песком, в идеале ствол должен находиться в ведре с водой, но перед этим обрезать ствол.

Свежий ствол и регулярный полив ёлок в разы снижает вероятность возгорания ёлки. Чтобы проверить достаточно ли свежая и увлажнённая ёлка, попробуйте согнуть иголку – иголки у увлажнённой ёлки будут легко сгибаться, иголки не должны осыпаться

Для безопасности ребёнка, прежде всего, нужно выбрать для новогодней ёлки подходящее место. Лучше в углу комнаты, чтобы она не загораживала проход. Если еловые ветки всякий раз нужно будет обходить бочком, однажды это может стать причиной детской травмы.

Маленькие человечки по дому не ходят, они бегают. И места для беготни из комнаты в комнату всегда должно быть достаточно. Если у вас маленькая ёлочка, которую вы планируете поставить на возвышенность (например, на тумбочку), ставьте ее таким образом, чтобы кроха не смог до неё дотянуться.

Пусть любуется со стороны или вместе с вами. Есть риск, что, потянув ёлку за ветку, кроха свалит её на себя. В любом случае, уделите повышенное внимание закреплению лесной красавицы, хоть живой, хоть искусственной.

Особенно, если ёлка большая, под самый потолок. Не ограничивайтесь только стандартной подставкой или ведром с песком. Обязательно привяжите ствол в двух местах прочным шпагатом к батарее, плинтусу, карнизу. Так вы будете уверены, что ёлка не свалится на малыша, если он вздумает её потрясти.

пластика, дерева, ткани, бумаги и т. п. Стеклянные игрушки слишком хрупкие: малыш чуть сожмет их, и они могут рассыпаться прямо у него в руках. Да и при падении они почти всегда разбиваются на мелкие, острые осколки.

А еще следите, чтобы ребенок не пробовал на зуб новогоднюю мишуру. Попадание кусочков «дождика» в желудок вряд ли пойдет на пользу маленькому «грызуну».

Отит - следствие аденоидита

Тщательно проверьте, в каком состоянии находятся ёлочные гирлянды. Если они уже старые, с проводами, перемотанными изолентой, если плохо работают и вызывают хоть малейшие сомнения в своей безопасности, безжалостно замените их на новые, хорошие и качественные!

Вы должны быть уверены, что если кроха доберется до горящих лампочек, если вздумает взяться за них ручкой, это будет для него абсолютно безопасно. Кроме того, неисправная гирлянда может стать причиной пожара!

Продумайте, каким образом ёлочная гирлянда будет включаться в розетку. Если раньше мы могли себе позволить всякие удлинители и розетки-переноски, валяющиеся на полу под елкой, то теперь, когда рядом малыш, это просто недопустимо!

Отключайте на ночь гирлянду. Не разрешайте детям её включать без вашего разрешения. Держите рядом с ёлкой огнетушитель (если умеете пользоваться) или ведро воды. Если ёлка вспыхнет, то времени набрать её уже не будет.

Не затягивайте с разбором и выносом ёлки, даже если дети против. Уже через неделю она становится очень сухой, поэтому любая искра может привести к возгоранию. С учетом того, что сейчас выпускаются в основном пластиковые игрушки, в случае пожара дым будет очень токсичным и потребует немедленной эвакуации из квартиры. Убирайте ёлку сразу после Рождества, не дожидаясь Старого Нового года.

Могут ли аденоиды вырасти снова

Случаи, когда аденоиды повторно разрастаются, не редкость. Связано это в первую очередь с частичным или неполным удалением ткани во время операции. Достаточно оставаться буквально миллиметру, чтобы небная миндалина начала восстанавливаться. К прочим причинам, по которым аденоиды могут вырастать после удаления, относят:

  • склонность к аллергиям;
  • проведение операции в возрасте до 2 лет;
  • склонность к патологии, обусловленная наследственностью.

Предновогодняя суета

Аденоиды у ребенка: лечить или удалять?

Ожидание праздника, помимо радостного предвкушения, несёт с собой еще и бытовую суету. Никуда от этого не деться. Мы торопимся приготовить праздничные блюда, навести в квартире порядок, выгладить скатерть и одежду, накрыть стол, сделать прическу и макияж.

На самом деле, суета эта приятная. Главное, не слишком расслабляться, забывая о том, что рядом крутится шустрый и любопытный малыш. Погладили праздничное платье? Тут же выключите утюг и уберите туда, где малыш до него не доберется.

все друзья и близкие спешат поздравить с наступающим Новым годом. Мама бросает утюг, бежит к телефону, а малыш – тут как тут. То ручонкой за горячую поверхность схватится, то за шнур потянет. И чтобы праздник не омрачался ожогами и прочими неприятностями, постарайтесь ни на секунду не выпускать малыша из поля зрения и внимательно следить за своими собственными действиями.

То же касается и кухни. В праздничные дни здесь необходимо ввести особый режим боевой готовности. Все обычные меры безопасности должны не только строго выполняться, но еще и ужесточиться. Потому что человек, находящийся в привычном, спокойном состоянии, и суетящийся человек – это не совсем одно и то же.

Было бы хорошо, пока мама готовит, вообще не пускать кроху на кухню. Если есть кто-то из близких, кто может занять его игрой, чтением новогодней книжки, просмотром зимнего мультика, праздничными раскрасками и наклейками – это был бы самый лучший вариант.

Но если кроха все-таки крутится поблизости, следите, чтобы он не подходил к плите с работающей духовкой, убирайте подальше от края стола всю посуду, особенно с горячим содержимым, разворачивайте кастрюльки и сковородки ручками к стене, а лучше пользуйтесь только дальними конфорками.

Не забывайте сразу вытирать разлившуюся на пол воду, чтобы кроха не поскользнулся, не кладите горячие крышки от кастрюль туда, куда малыш сможет до них дотянуться, будьте осторожны с паром. Кстати сказать, по статистике медиков, больше всего праздничных травм связано именно с ожогами (в том числе и паром). Так что будьте предельно внимательны, берегите себя и своих малышей.

Общественные места

  1. Используйте правило «Два больших шага» – это значит, что Ваши дети никогда не могут находиться далее двух больших шагах от вас. Это веселый и простой способ для маленьких детей, построенный в форме игры, который поможет детям не потеряться.
  2. Объясните детям, что если они вдруг все же потерялись, они должны попросить о помощи у «безопасных взрослых», например, у мамы с детьми или кассира в магазине. Со старшими детьми назначьте «место встречи» на тот случай, если вы потеряете друг друга.
  3. Скажите ребёнку, что если он случайно останется один, то он никогда не должен покидать торговый центр, магазин или ресторан, где вы были вместе, что бы ему ни говорили посторонние люди (например, «мама ждет тебя в другом зале и просила меня привести тебя к ней»). Напомните ребёнку, что Вы никогда не оставите его, и он должен спокойно ждать, пока Вы его не найдёте.
  4. Оденьте ребёнка в яркую одежду, чтобы его легко можно было увидеть в толпе. Обязательно запомните, в чем он одет.
  5. Установите правило: показать маме. Если кто-то угощает ребёнка сладостями (они должны быть завернуты и опечатаны), то есть их можно только после того, как родители проверили их в первую очередь. Не доверяйте чужим!
  6. В оживленных местах, таких, как аэропорт или торговый центр, рассмотрите возможность использования специальных ремешков для малышей, которые склонны к убеганию. Скажите им, что это весело, и выглядят как львиный хвостик или хобот слоника. Безопасность Вашего ребёнка является наиболее важным, так что не беспокойтесь о том, что думают другие.
  7. Установите правило «Поговорить с родителем в первую очередь» – для взрослых детей. Они всегда должны поговорить в первую очередь с Вами, прежде чем идти в общественное место, в том числе, в другой магазин, игровую зону или даже в туалет.
  8. Не относитесь к общественным местам как к «зонам безопасности». Не оставляйте детей одних в кафе, кинотеатрах, игровых площадках или в других общественных местах. Охотники за детьми, как известно, ищут детей, которые не под присмотром взрослых.
  9. Всегда берите маленьких детей в туалет с Вами. Посещайте только хорошо освещенные туалеты в местах с высокой посещаемостью, где это возможно.
  10. По статистике мужской туалет не самое безопасное место для ребенка, поэтому ребёнку не следует посещать его в одиночку. Если Вы чувствуете, что можете разрешить Вашему ребёнку старшего возраста (по крайней мере, 9 лет) пойти в мужской туалет одному, стойте за дверью и говорите громко, когда ребёнок туда входит: «Я здесь, если я нужна тебе». Это четкий сигнал для тех, кто может находиться там, что родители рядом. Это снижает риск нападения на ребёнка, так как преступник понимает, что он может быть пойман. Если Вы считаете, что Ваш ребёнок слишком долго не выходит из туалета, откройте дверь и спросите «У тебя всё в порядке?». Если Вы не получите ответа или не уверены, войдите в туалет и сразу же убедитесь, что ребёнок находится в безопасности.
  11. Обсудите соответствующие возрасту вопросы безопасности с ребёнком спокойно, не пугая его. Замените слово «чужой» или «педофил» на «опасные люди». Пусть Ваш ребёнок знает, что чужой человек может быть небезопасным. Дети, как известно, уходят с незнакомцем, потому что он казался хорошим или она не выглядела как чужой.
  12. Поговорите со своими детьми прежде, чем вы идёте праздновать Новый год в людное место. Сделайте это правилом, которое должно исполняться неукоснительно. Вы должны всегда видеть их, и они всегда должны быть в состоянии видеть Вас. Это может показаться простым, но необходимо напоминать им об этом периодически, особенно, если Вы думаете, что они отвлекаются.
  13. Не оставляйте детей одних в машинах, когда Вы идёте в супермаркет!
  14. Многие родители в Новый год идут к новогодней ёлке с детьми ночью. Старайтесь одевать ребёнка в светлую одежду. Добавьте какой-то предмет, украшение, которое светится в темноте или отражает свет.
  15. Убедитесь, что Ваш ребёнок знает номер Вашего мобильного телефона.
  16. Убедите детей, что если к ним подходит Дед Мороз или Снегурочка в отсутствие родителей, то их также стоит отнести к разряду «Чужой». Не стоит никуда с ними идти или подходить к ним близко, даже они обещают подарок. Скажите, что за маской Деда Мороза может скрываться другой опасный персонаж, который только надел маску Деда Мороза. Можете напомнить ребёнку сказку «Семеро козлят», где волк притворился мамой, это поможет ребёнку правильно понять ситуацию.

Возможно, эти меры покажутся Вам излишними и громоздкими. Не поддавайтесь легкомысленному праздничному настроению, что якобы в праздники ничего плохого произойти не может.

Аденоиды у ребенка: лечить или удалять?

Помните! Ваш ребёнок может веселиться и отдыхать беззаботно только при условии, что его родители будут бдительно следить за его безопасностью. Жизнь и благополучие Вашего ребёнка в Ваших руках!

«Детям — спать, не наливать. Как встречать Новый год с маленьким ребенком» –  https://goo.gl/mPWo6L 

Рекомендации для родителей «О безопасности детей в новогодние праздники» – https://goo.gl/nU5iro 

«Игрушки, огни и хлопушки: Безопасность ребенка в Новый год» – https://goo.gl/hvaLzh 

Принцип Войты

Войта-терапия – трудный, но верный путь к движению

Профилактика

  1. Полноценное питание.
  2. Ежедневные прогулки, закаливание.
  3. Адекватный туалет носовой и ротовой полости (промывания носа, чистка зубов).
  4. Ограничение контактов с больными ОРВИ.

Первая степень аденоидовhttps://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Удалять или нет аденоиды – вопрос сложный, но однозначно, что запускать это состояние нельзя. Если наступила вторая стадия заболевания, ребенка мучают постоянные сопли, он начал похрапывать во сне, а нос все время закладывает, необходимо принять меры. Профилактика заключается в следующем:

  • Снизить гипервентиляцию легких: дыхание становится чаще в комнатах с пересушенным воздухом, пыльных помещениях, в экологически неблагоприятной местности. Не нужно постоянно сидеть дома, при любой возможности желательно выходить на свежий воздух, идеально – выезжать на море.
  • Следить, чтобы сын или дочь чаще дышали носом. Лечить любое посапывание и покашливание, запах изо рта своевременно, не запуская заболевание.
  • Организовать быт и досуг детей. Показаны ЗОЖ и физкультура как общая укрепляющая терапия.
  • Сделайте прививку против гриппа до начала эпидемического сезона.
  • Сократите время пребывания в местах массовых скоплений людей и общественном транспорте.
  • Пользуйтесь маской в местах скопления людей.
  • Избегайте тесных контактов с людьми, которые имеют признаки заболевания, например чихают или кашляют.
  • Регулярно тщательно мойте руки с мылом, особенно после улицы и общественного транспорта.
  • Промывайте полость носа, особенно после улицы и общественного транспорта
  • Регулярно проветривайте помещение, в котором находитесь.
  • Регулярно делайте влажную уборку в помещении, в котором находитесь.
  • Увлажняйте воздух в помещении, в котором находитесь.
  • Ешьте как можно больше продуктов, содержащих витамин С (клюква, брусника, лимон и др.).
  • Ешьте как можно больше блюд с добавлением чеснока и лука.
  • По рекомендации врача используйте препараты и средства, повышающие иммунитет.
  • В случае появления заболевших гриппом в семье или рабочем коллективе — начинайте приём противовирусных препаратов с профилактической целью (по согласованию с врачом с учётом противопоказаний и согласно инструкции по применению препарата).
  • Ведите здоровый образ жизни, высыпайтесь, сбалансированно питайтесь и регулярно занимайтесь физкультурой.


Adblock detector