Протезирование        04 июля 2019        20         0

Соотношение аномально расположенных зачатков зубов относительно анатомических структур

Общие сведения

Аномалии зубов – разнородная группа врожденных или приобретенных нарушений отдельных зубов, зубных рядов или прикуса, изменяющих нормальное функционирование зубочелюстной системы. Согласно имеющимся в стоматологии сведениям, различные аномалии зубов встреча­ются у 40-50 % детей и подростков и 30 % (по данным некоторых авторов — у 70-80%) взрослых.

В норме каждому зубу присущи определенные характеристики (анатомическая форма, величина и др.), которые определяются периодом формирования прикуса и местом зубной единицы в зубном ряду. Отклонения от физиологической нормы в количестве, размерах, форме, цвете, положении, сроках прорезывания, структуре твердых тканей расцениваются как аномалии зубов.

Аномалии зубов

Аномалии зубов

Ядра анализаторов II сигнальной системы (речи).

проходит по верхушкам корней. Так как на верхней челюсти коронки зубов наклонены кнаружи, а корни — внутрь, зубная дуга верхней челюсти шире базальной. Соответственно, на нижней челюсти— наоборот. По этой причине при полной потере зубов нижняя челюсть выступает вперед.

  1. Ядро
    двигательного анализатора проецируется
    в предцентральной извилине и
    околоцентральной дольке, проекция вниз
    голой. Причем в правом полушарии
    анализируется ядро левой половины
    тела.

  2. Ядро
    целенаправленных сложных движений
    (центр праксии — практики) располагается
    в нижней теменной дольке в краевой
    извилине, у правшей в левом полушарии,
    у левшей – в правом. При разрушении
    этого ядра наступает апраксия.

У правшей речевые центры находятся в
левом полушарии, у левшей – в правом.

  1. Ядро
    двигательного анализатора артикуляции
    речи (центр речи Брока) располагается
    в задних отделах нижней лобной извилины.
    При разрушении этого ядра наступает
    моторная афазия (отсутствие речи)

  2. Ядро
    слухового анализатора устной речи
    находится в задних отделах верхней
    височной извилины и носит название
    поля Вернике. При разрушении наступает
    словесная глухота (сенсорная афазия)
    – человек слышит слова, но не понимает
    их смысл.

  3. Ядро
    двигательного анализатора письменной
    речи лежит в задних отделах средней
    лобной извилины (центр письма). При
    разрушении наступает аграфия – человек
    может двигать рукой, но не может писать.
    Это ядро формируется у ребенка, начиная
    с 5-6 лет.

  4. Ядро
    зрительного анализатора письменной
    речи (центр чтения) располагается в
    нижней теменной дольке, в угловой
    извилине. При разрушении наступает
    алексия – отсутствие способности
    читать.

  5. Ядро
    анализатора зрительной памяти
    располагается на дорсальной поверхности
    затылочной доли. При разрушении человек
    не узнает предметы.

В процессе длительной эволюции произошла
специализация функций полушарий большого
мозга, выражающаяся в распределении
между ними функций. Правое полушарие
является базой конкретного образного
мышления.

Соотношение аномально расположенных зачатков зубов относительно анатомических структур

С правым полушарием связаны
такие свойства человека как музыкальность,
эмоциональность, способность распознавать
зрительные образы. Здесь сохраняются
зачаточные лингвистические способности.
Оно отвечает за интонацию своей речи и
за оценку речи окружающих.

Левое же полушарие является базой
логического, абстрактного, словесного
мышления. При очаговых поражения мозга
или при «расщеплении мозга» путём
рассечения комиссур, или «усыпления»
одного полушария введением снотворных
в одну из сонных артерий, полушария
начинают функционировать независимо
друг от друга.

У «левополушарного» человека сохранена
речь, но она монотонна, бесцветна, тускла,
голос неестественный, лающий, но
наблюдается речевая активность, сильно
обострен слух, при резком ухудшении
восприятия неречевых звуков, не узнает
знакомых мелодий.

Так же изменения и в
зрительной сфере. У них наблюдается
проявление расстройства тех видов
деятельности, которые лежат в основе
образного мышления, а виды деятельности,
лежащие в основе абстрактного мышления
сохранены или даже обострены.

У «правополушарного» человека нарушена
речь, она состоит из отдельных слов и
простых фраз, снижена речевая активность,
из речи выпадают слова, обозначающие
отвлеченные понятия. При способности
объяснить назначение предметов он с
трудом вспоминает их название, плохо
понимает речь окружающих, однако
интонационная окраска речи сохранена.

Точно воспринимает и воспроизводит
мелодии, лучше различает мужские и
женские голоса. У него наблюдается
ухудшение тех видов деятельности,
которые лежат в основе абстрактного
теоретического мышления.

С этих позиций Павлов И.П. разделил всех
людей на художников и мыслителей. Надо
отметить, что индивидуальные особенности
восприятия и памяти, своеобразие мышления
определяется тем, какое полушарие
получило наибольшее развитие в силу
врожденных особенностей строения
центральной нервной системы или природных
его особенностей в процессе воспитания.

Соотношение аномально расположенных зачатков зубов относительно анатомических структур

КОНДУКТОРЫили проводящие пути
центральной нервной системы– это
нервные пучки, объединенные на основе
общности строения, топографии и функции
в единое анатомическое образование,
объединяющее двустороннюю связь участков
серого вещества различных отделов
головного и спинного мозга между собой.

Проводящий путь – цепочка нервных
клеток, передающая нервный импульс от
рецепторов к центральной нервной системе
или от центральной нервной системы к
рабочему органу. В соответствии с этим
все проводящие пути делятся на две
группы:

  1. восходящие
    (афферентные) пути проводят нервные
    импульсы от рецепторов тела в различные
    участки коры полушарий большого мозга
    или в серое вещество других отделов
    головного мозга.

  2. Нисходящие
    (эфферентные) пути, уносящие нервные
    импульсы от различных отделов головного
    мозга к спинному, а от него к рабочим
    органам.

Пирамидный путь– (нисходящий)
центробежный путь, проводит сознательные
двигательные импульсы от коры полушария
к скелетной мускулатуре противоположной
стороны тела. Путь двухнейронный и
состоит из трех отделов:

  1. tractus
    corticonuclearis (корково-ядерный
    путь)

  2. tractus
    corticospinalis lateralis ( латеральный
    корково-спинномозговой
    путь)

  3. tractus
    corticospinalis anterior (передний
    корково-спинномозговой
    путь)

Тела первых нейронов пирамидного пути
лежат в пятом слое коры предцентральной
извилины и околоцентральной дольки
(гигантские пирамидные клетки Беца).

Аксоны
первых нейронов идут в ствол мозга,
через колено и передние 2/3 заднего бедра
внутренней капсулы. Часть волокон
пирамидного пути (аксоны нейронов коры
нижних отделов центральной извилины)
переходят на противоположную строну и
заключаются синапсами на нервных клетках
двигательных ядер черепномозговых
нервов (3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12 пар).

Соотношение аномально расположенных зачатков зубов относительно анатомических структур

Здесь
лежат тела вторых нейронов корково-ядерного
пути. Аксоны этих нейронов в составе
черепных нервов идут к скелетной
мускулатуре глазных яблок, к мимическим
и жевательным мышцам головы, к некоторым
мышцам шеи, к мышцам глотки, гортани и
верхней части пищевода.

Остальные
волокна пирамидного пути образуют
пирамиды продолговатого мозга. Большая
часть волокон ( около 85% ) в пирамидах
переходит на противоположную сторону
с образованием пирамидного перекреста.

Перекрещенные волокна спускаются вниз
в боковых канатиках спинного мозга под
названием латерального корково-спинномозгового
пути (тракта). Они заканчиваются синапсами
в двигательных ядрах передних рогов
серого вещества спинного мозга на уровне
своего сегмента.

Здесь лежат тела вторых
нейронов этого пути. Аксоны вторых
нейронов в составе передних корешков
спинного мозга, а затем и спинномозговых
нервов идут к скелетной мускулатуре.
Не перекрещенные волокна образуют
передний корково-спинномозговой путь
(тракт), который спускается по переднему
канатику спинного мозга до своего
сегмента, переходят на противоположную
сторону через белую спайку и заканчиваются
в нейронах двигательных ядер переднего
рога спинного мозга.

Предлагаем ознакомиться:  Через какое время мышьяк убивает нерв

ПУТЬ
ЛИЦЕВОГО НЕРВА.

Путь лицевого нерва является частью
корково-ядерного пути. Он нисходящий,
двигательный, проводит сознательные
импульсы от коры больших полушарий к
мимической мускулатуре головы. Тела
первых нейронов этого пути лежат в пятом
слое коры предцентральной извилины в
ее нижних отделах.

В основании моста они переходят на
противоположную сторону и заканчиваются
синапсом в нейронах двигательного ядра
лицевого нерва (7 пара). Здесь лежат тела
вторых нейронов.

Аксоны вторых нейронов в составе ветвей
лицевого нерва идут к мимической
мускулатуре лица.

Мочеполовые органы объединяют органы
выделения и размножения. Они объединены
в одну систему не столько из-за
анатомической близости расположения,
сколько из-за их тесной связи по своему
развитию.

К мочевым органам относятся почки и
мочевые пути: мочеточник, мочевой пузырь
и мочеиспускательный канал. Почка
сложный орган в анатомическом и
физиологическом отношениях. Она
представляет собой железу, которая
выводит мочу.

  1. участвует
    в сохранении кислотно-щелочного
    равновесия;

  2. способствует
    сохранению водно-солевого баланса;

  3. поддерживает
    осмотическое давление в организме.

  4. Синтезирует
    некоторые вещества, в том числе гормоны,
    которые влияют на сосудистый тонус и
    артериальное давление, на эритропоэз
    и свертывающую систему крови.

В настоящее время признано, что
мочеобразование является существенным
итогом многогранных функций почки,
образующих постоянство внутренней
среды организма. Почка, в ходе эволюции
позвоночных животных проходит три
стадии развития.

1. Предпочка (головная почка) – PRONEPHROS

2. Первичная почка – MESONEPHROS

3. Постоянная (окончательная) почка —
METANEPHROS

Соотношение аномально расположенных зачатков зубов относительно анатомических структур

В
развитии и строении всех этих трёх
генераций почки имеются общие черты.
Все они состоят из мочевых канальцев,
которые развиваются как производные
мезодермального эпителия вторичной
полости тела на границе боковых пластинок
мезодермы. Сегментарные закладки мочевых
канальцев получили название нефротомов.

Развитие почки начинается на первом
месяце эмбрионального развития из
мезодермы – среднего зародышевого
листка.

Причины аномалий зубов

  • Раздражители психические – например, мысль о еде
  • Местные раздражители – механическое раздражение слизистой оболочки, запах, вкус
  • Гормональные факторы: тестостерон, тироксин и брадикинин стимулируют секрецию слюны. При менопаузе наблюдается подавление секреции слюны, что провоцирует сухость в полости рта.
  • Нервная система: начало секреции слюны связано с возбуждением в центральной нервной системе.

заболевания полости рта, например, таких, как рак губы или язвы языка, эпилепсия, болезнь Паркинсона или физиологический процесс – беременность. Отсутствие достаточной секреции слюны провоцирует дисбаланс флоры в полости рта, что может привести к заболеваниями пародонта.

Помимо основных слюнных желез в полости рта находится множество мелких слюнных желез. Выделение слюны – это рефлекторный процесс, который начинается или усиливается в результате срабатывания соответствующих стимулов.

Основным фактором, который провоцирует секрецию слюны, является раздражение вкусовых рецепторов полости рта во время приема пищи. Состояние возбуждения передается через чувствительные нервные волокна веток лицевого нерва.

Именно по этим веткам состояние возбуждения доходит до слюнных желез и вызывает слюноотделение. Слюноотделение может начаться еще до попадания пищи в полость рта. Стимулов в этом случае может быть сам вид пищи, ее запах или просто мысль о еде.

Причины, провоцирующие аномалии зубов, весьма разнообразны и могут быть условно поделены на эндогенные и экзогенные.

Эндогенные причины, в свою очередь, включают генетические и эндокринные факторы. Генетические признаки могут быть обусловлены наследуемыми от родителей особенностями зубочелюстной системы — размерами и формой зу­бов, челюстей, строением и функцией мягких тканей и т. д. Аномалии зубов часто входят в структуру врожденных пороков и наследственных заболеваний — расщелин верхней губы, мягкого и твер­дого неба, альвеолярного отростка; синдрома Шершевского-Тернера, синдрома Секкеля, синдрома Ваарденбурга, синдрома Дауна, несовершенного остеогенеза и многих других.

Аномалии зубов могут быть связаны с факторами эндокринного порядка, оказывающими существенное влияние на формирование зубочелюстной системы. Так, при гипотиреозе наблюдается задержка прорезывания и смены зубов, гипоплазия эмали, деформация и остеопороз челюстей, адентия, изменение формы и размеров коронок зубов. Своеобразие развития челюстей и аномалии зубов отмечаются при гиперпаратиреозе, гипокортицизме, гипофизарном нанизме и др.

Экзогенные причины формирования аномалий зубов делятся на пренатальные, интранальные и постнатальные, общие и местные. К общим пренатальным факторам относятся неблагоприятные влияния окружающей среды на развивающийся плод, многоплодие, наличие амниотических тяжей, гипоксия плода, задержка внутриутробного развития, токсикозы беременности, внутриутробные инфекции, стрессовые ситуации во время беременности и т. д. Интранатальные факторы, способствующие развитию аномалий зубов, включают осложненное течение родов – обвитие пуповиной, асфиксию, внутричерепные родовые травмы, длительный безводный промежуток, синдром дыхательных расстройств. В постнатальном периоде аномалии зубов могут быть связаны с заболеваниями детского возраста: рахитом, гиповитаминозом, недостаточным пребыванием ребенка на свежем воздухе, искривлением носо­вой перегородки и нарушением носового дыхания, гипертрофией небных миндалин и пр.

Среди местных факторов наиболее значимая этиологическая роль в развитии аномалий зубов принадлежит искусственному вскармливанию, делительному использованию соски, сосанию пальца, кормлению детей дошкольного возраста мягкой пищей и пр. Аномалии зубов могут являться следствием травмы зубов, короткой уздечки верхней губы или языка, осложненного кариеса, приводящего к раннему удалению зубов, остеомиелита челюсти, ведущего к гибели зубных зачатков и др. Наличие ретинированных или сверхкомплектных зубов может приводить к аномалиям положения зубов.

Аномалии цвета зубов отмечаются при наличии зубного налета, проникновении в трещины зуба пищевых красителей, воздействии никотина, деминерализации эмали, некрозе пульпы, зубной гранулеме, флюорозе, травмах зуба, сопровождающихся внутренним кровоизлиянием, пломбировании каналов резорцин-формалиновой смесью и др.

Классификация аномалий зубов

Наиболее полная классификация аномалий зубочелюстной системы выделяет аномалии отдельных зубов, аномалии зубного ряда, а также аномалии развития челюстей. К аномалиям отдельных зубов относятся:

  • Аномалии величины зубов (микро- и макродентия)
  • Аномалии количества зубов (частичная и полная адентия (гиподонтия), гипердонтия)
  • Аномалии формы зубов (шиповидные, зубы Гетчинсона, Фурнье, Пфлюгера и др.)
  • Аномалии структуры твердых тканей зубов (гипоплазия, гиперплазия, несовершенный дентиногенез, несовершенный амелогенез)
  • Аномалии сроков прорезывания зубов (преждевременное, запоздалое)
  • Аномалии положения зубов (оральное, вестибулярное, дистальное, мезиальное, инфраположение, супраположение, поворот вокруг продольной оси, транспозиция)
  • Аномалии цвета зубов (пигментированная окраска эмали или дентина).
Предлагаем ознакомиться:  Строение временных и постоянных зубов

Аномалии прикуса подробно рассмотрены в обзорах «Неправильный прикус» и «Неправильный прикус у детей», «Глубокий прикус», «Дистальный прикус», «Мезиальный прикус», «Открытый прикус», «Перекрестный прикус».

1.Главные бронхи

№2
Нос состоит изнаружного носа и
полости носа

Наружный
нос построен из костей и хрящей.

1.Носовые кости

2.Лобный

отросток верхней

челюсти

1.
Латеральные.

2. Большие
хрящи крыла

3. Малые
хрящи крыла

4. Хрящ
перегородки


Полость носа.

Носовые
раковины.

Верхняя

Соотношение аномально расположенных зачатков зубов относительно анатомических структур

Средняя

Нижняя

Верхний

Средний

Нижний

Общий

№3.
Функции слизистой оболочки полости
носа.

  1. Фильтрация
    воздуха.

  2. Увлажнение
    воздуха

  3. Согревание
    воздуха

  4. Восприятие
    запаха

№4 .
Хрящи гортани.

Соотношение аномально расположенных зачатков зубов относительно анатомических структур

1.
Щитовидный

2.
Перстневидный

3.
Надгортанник.

Б) Парные

1.
Черпаловидные

2.
Рожковидные

3.
Клиновидные

№ Суставы
гортани:.

  1. Щитовидно-перстневидный

  2. Щитовидно-черпаловидный.

№ Связки гортани

  1. Щитоподъязычная
    мембрана

а),
срединная щитоподъязычная связка

б).
латеральные щитоподъязычные связки

  1. Перстне-щитовидная

  2. Щито-
    надгортанниковая

  3. Подъязычно-надгортанниковая

  4. Преддверная

  5. Голосовая.

№ Мышцы гортани

  1. Суживатели
    голосовой щели

  2. Расширители
    голосовой щели

  3. Напрягатели
    голосовой связки.

№ Полость гортани

  1. Вход
    в гортань

  2. Преддверие
    гортани.

  3. Желудочки
    гортани

  4. Подголосовая
    полость

Соотношение аномально расположенных зачатков зубов относительно анатомических структур


Строение стенки гортани

  1. Слизистая
    оболочка

  2. четырехугольная
    пластинка и эластический конус.

  3. мышцы

  4. адвентициальная.

№ Функции лёгкого

№ Элементы ворот лёгкого

2.легочная артерия

3. бронхиальная артерия

4. лёгочные вены

5. бронхиальная вена

6. нервы

7. лимфатические сосуды

Правого – БАВВ

Левого — АБВВ

№ Корень лёгкого – это совокупность
элементов ворот, покрытая снаружи
плеврой лимфатические узлы

№ Строение стенки бронхиального
дерева

  1. Слизистая
    оболочка

  2. Мышечно-хрящевая
    оболочка

  3. Адвентициальная.

№ Сегмент лёгкого (бронхо-лёгочный
сегмент) – это часть доли лёгкого,
вентилируемый бронхом третьего порядка,
имеющий автономное кровоснабжение и
иннервацию

№ Ацинус– структурно-функциональная
(анатомо-физиологическая) единица
лёгкого, состоит из альвеолярного
дерева, оплетённого снаружи сетью
капилляров.

№. Строение стенки альвеол

  1. Альвеолоциты
    1 типа

  2. Альвеолоциты
    2 типа

№ Аэро-гематический (воздушно-кровяной)
барьер лёгкого

  1. эндотелиоциты

  2. базальная
    мембрана

  3. альвеолоциты

  4. сурфактант.

Аномалии количества зубов

Аномалии числа зубов включают гиперодонтию (увеличение количества зубов) и адентию (отсутствие зубов). Клиника адентии подробно рассмотрена в рамках отдельной статьи.

Гиперодонтия характеризуется наличием сверхкомплектных зубов, которые обычно прорезываются вне зубного ряда (орально, вестибулярно) и приводят к смещению соседних, правильно расположенных зубов. Сверхкомплектные зубы чаще встречаются в постоянном прикусе, располагаются на верхней челюсти, имеют неправильную форму и атипичные размеры. Реже сверхкомплектные зубы не прорезываются совсем или занимают место в зубном ряду.

Сверхкомплектные зубы, нарушающие правильное построение зубных рядов, подлежат удалению, а для коррекции положения смещенных зубов требуется проведение ортодонтического лечения. Если сверхкомплектный зуб расположен в дуге и не препятствует росту соседних зубов, он может быть сохранен, а его форма исправлена с помощью несъемного протезирования (коронки).

Аномалии величины зубов

К аномалиям размеров зубов относятся макродентия (гигантские зубы) и микродентия (мелкие зубы).

Макродентия сопровождается увеличением размеров зубных коронок по сравнению с нормой. Как правило, при данной аномалии зубов страдают центральные верхние резцы. Гигантские зубы могут приводить к аномалиям положения других зубов, затруднению их прорезывания, скученности. Гигантские зубы являются косметическим дефектом, ухудшающим гармонию лица. Лечение данной аномалии заключается в удалении гигантских зубов, исправлении положения соседних зубов и закрытии дефектов с помощью протезирования или дентальной имплантации.

Микродентия, напротив, характеризуется непропорционально маленькими коронками. Как правило, встречаются мелкие верхние боковые резцы, однако уменьшение размеров может касаться всех зубов. Обычно мелкие зубы разделены большими межзубными промежутками, что также искажает внешний вид лица. Коррекция микродентии проводится путем покрытия мелких зубов коронками или их удаления с последующим протезированием. Аномалии величины зубов часто сочетаются с аномалиями их формы.

Аномалии формы зубов

Среди аномалий формы зубов встречаются следующие основные виды: шиповидные зубы, зубы Гетчинсона, зубы Фурнье, зубы Пфлюгера и др.

Коронки шиповидных зубов по форме напоминают шип или конус. Чаще всего данная аномалия зубов имеет отношение к центральным и боковым резцам, а также сверхкомплектным зубам.

Зубы Гетчинсона имеют отверткообразную и бочкообразную форму коронки, т. е. их шейка по размерам превосходит режущий край; дополнительно по режущему краю проходит полулунная выемка. Эта аномалия характерна для верхних центральных резцов. Аналогичная форма (за исключением полулунной выемки) наблюдается и у зубов Фурнье.

Зубы Пфлюгера характеризуются преобладанием размеров шейки над размерами жевательной поверхности первых большие коренных зубов, недоразвитием бугров «шестерок».

Выявление аномалий формы является основанием для протезирования дефектных зубов с помощью коронок или виниров либо удаления с последующим замещение съемными или несъемными протезами. Возможно проведение реставрации зубов с использованием светоотверждаемых композитных материалов.

  • Резцы – передние зубы, по 4 на каждой челюсти. Функция их заключается в откусывании пищи.
  • Клыки – по 2 на каждой челюсти, служат для отрывания пищи.
  • Премоляры – по 4 на каждой челюсти в постоянном прикусе, в молочном их нет. Служат для раздавливания, грубого перемола пищи.
  • Моляры – по 6 зубов на каждой челюсти в постоянном прикусе и по 4 – в молочном. Предназначены для измельчения и растирания пищи.

Аномалии структуры твердых тканей

Данные нарушения включают локальную и генерализованную гипоплазию, ги­перплазию, несовершенный дентино- и амелогенез.

Гипоплазия эмали проявляется наличием симметричных пятен, ямок, бороздок на коронковой части зуба. Дефекты затрагивают все зубы одновременно, могут сочетаться с аномалиями цвета, размеров и формы зубов. Гиперплазия проявляется в форме эмалевых капель, лишних бугорков на жевательных поверхностях зубов; часто протекает совместно с аномалиями окклю­зии и по­ложения зубов.

Несовершенный амелогенеза характеризуется появлением желтой или коричневой пигментации, уменьшением толщины эмали, повышенной чувствитель­ностью зубов к температурным, механическим и химическим раздра­жителям. Данная аномалия зубов иногда сочетается с микродентией, изменением формы зубов. Лечение включает прием микроэлементов и поливитаминов, глицерофосфата кальция, проведение местной реминерализующей терапии (аппликаций фосфатсодержащих препаратов, назубного электрофореза препаратов каль­ция).

Несовершенство дентиногенеза затрагивает нарушение развития дентина молочных и постоянных зубов. При аномалии дентина зубы приобретают янтарно-желтый или серовато-коричневый опалесцирующий цвет, быстро стираются, разрушаются и выпадают. Решение проблемы несовершенного дентиногенеза может быть достигнуто с помощью протезирования (коронок, виниров, частичных или полных съемных протезов, мостовидных протезов) либо дентальной имплантации.

Предлагаем ознакомиться:  Удаление зуба мудрости на нижней челюсти

Иннервация сосудов.

Кровеносные сосуды иннервируются
чувствительными и двигательными нервами.
Чувствительная иннервация обеспечивается
чувствительными волокнами черепномозговых
и спинномозговых нервов. Они являются
мякотными или миелиновыми.

Рецепторы – пластинчатые тела
Фатера-Пачини расположенны в интиме
всех сосудов. Депрессивная зона
располагается в восходящей аорте, а
каротидная зона – на месте деления
общей сонной артерии на наружную и
внутреннюю.

Парасимпатическая иннервация некоторых
сосудов сердца, мозга признаются только
некоторыми авторами и анатомического
подтверждения не найдено.

Аномалии положения зубов

При аномалиях положения зубы могут занимать неправиль­ное положение в пределах зубного ряда или вне его. К данного рода аномалиям относятся дистальное, мезиальное, оральное, вестибулярное положение, инфраположение, супраположение, тортоаномалия и транспозиция.

Дистальное положение зуба — это его смещение на­зад по зубному ряду по сравнению с оптимальным положением; мезиальное положение — смещение зуба вперед по зубному ряду.

О вестибулярном положении зуба говорят в случае его смещения ближе к преддверию полости рта (губное положение передних зубов, щечное положение боковых зубов); об оральном положении — при смещении зуба вглубь полости рта (лингвальном положении зу­бов на нижней челюсти и небном — на верхней челюсти).

Под супраположением понимается такая аномалия, при которой зубы располагаются выше окклюзионной кривой; под инфраположением — ниже окклюзионной кривой.

Тортоаномалия характеризуется разворотом зуба вдоль вертикальной оси; транспозиция – взаимным изменением положения зубов (премоляр вместо клыка и наоборот).

Аномалии положения зу­бов устраняются с помощью врача-ортодонта. Для этого используются съемные и несъемные ортодонтические аппараты, брекет-системы, лицевая дуга и пр.

Кровообращение плода.

Кровообращение плацентарное, то есть
питание плода осуществляется за счет
плаценты (детского места), которая
представляет собой сосудистое образование.
Она врастает в слизистую оболочку матки
своими ворсинками, которые погружены
в кровяные лакуны слизистой матки.

Одной
поверхностью плацента обращена в сторону
матки, имеет дольковое строение. От
маточной поверхности плаценты отходит
пуповина. Одна пупочная вена идет к
плоду (по ней течет артериальная кровь)
и две пупочные артерии спиралеобразно
обвивают вену (по ним течет венозная
кровь от плода к плаценте). Благодаря
плаценте не происходит смешение крови
матери и плода.

Через стенку капилляров ворсин в кровь
плода поступают газы, питательные
вещества, вода, гормоны, ядовитые вещества
путем диффузии. И точно также от плода
к матери. Плацента образует между ними
плацентарный барьер.

Пупочная вена через пупочное кольцо
проникает в брюшную полость плода и
направляется к печени, где отдает ветвь
в воротную вену. Печень получает самую
чистую кровь, поэтому у плода она
относительно больше.

Продолжение
пупочной вены от ворот печени до нижней
полой вены, куда оно впадает – носит
название венозного протока. (Аранциев
проток). В нижней полой вене происходит
первое смешение артериальной крови с
венозной.

По нижней полой вене один раз
смешанная кровь поступает в правое
предсердие и заслонка нижней полой вены
направляет эту кровь в левое предсердие
через овальное отверстие. Далее кровь
поступает в левый желудочек и аорту. От
дуги аорты отходят сосуды, питающие
голову и верхние конечности (один раз
смешанная кровь).

В правое предсердие впадает верхняя
полая вена, которая несет венозную кровь
от головы, верхней конечности и грудной
полости. Кровь из верхней полой вены
поступает в правый желудочек. Из него
в легочный ствол.

У плода легкие не
дышат, малый круг кровообращения не
функционирует. Большая часть крови
сбрасывается из легочного ствола в
начальный отдел нисходящей аорты по
артериальному протоку (Баталлов).

Происходит второе смешивание крови.
Дважды смешанная кровь течет по нисходящей
аорте, питает всю нижнюю половину тела.
К плаценте эта кровь возвращается через
пупочные артерии, берущие начало из
внутренних подвздошных артерий.

После рождения ребенка с его первым
криков легкие расправляются. Кровь из
легочного ствола устремляются в легкие
(малый круг кровообращения). Необходимости
сброса в аорту нет, артериальный проток
спадается, прорастает просвет
соединительной тканью.

Соотношение аномально расположенных зачатков зубов относительно анатомических структур

Артериальный
проток превращается в артериальную
связку. После перевязки пуповины кровь
перестает течь по пупочным артериям и
вене. Пупочная вена превращается в
круглую связку печени, а венозный проток
в венозную связку.

Лекция №6

Аномалии цвета зубов

Цвет, блеск и прозрачность эмали относятся к оптическим характеристикам зуба. В норме зубы могут иметь оттенки от бело-голубого до желтого. Считается, что голубоватая эмаль является более хрупкой, а желтоватая – более прочной.

При различных патологических состояниях возможное изменение цвета зубов до розового, серого, коричневого, коричнево–черного, зелено– коричневого, лилового, серо–синего, черного и пр. Патологическая пигментация зубов может иметь вид отдельных пятен или носить диффузный характер.

Во всех случаях аномалий цвета зубов требуется установление причин изменения окраски эмали и при необходимости проведение коррекции системных нарушений. Местное лечение заключается в проведении профессиональной гигиены полости рта, использовании различных способов отбеливания зубов.

Диагностика аномалий зубов

Выяснение этиологии аномалий зубов может потребовать консультативного участия генетика, эндокринолога, отоларинголога, педиатра. Непосредственная диагностика и лечение аномалий зубов проводится с участием различных специалистов-стоматологов: терапевтов, пародонтологов, ортодонтов, стоматологов-ортопедов, стоматологов-хирургов, имплантологов.

Кроме клинического обследования (осмотра лица и полости рта, подробного изучения анамнестических данных), проводится телерентгенография (ТРГ), анализ и расчет телерентгенограмм, изучение лица пациента по фотографиям с расчетом необходимых индексов. В обязательном порядке осуществляется снятие слепков и изготовление диагностических моделей из гипса, на основании которых производится изучение характеристик зубов, зубных рядов и челюстей.

Для уточнения аномалий зубов, определения плана лечения и его контроля осуществляется рентгенографическое обследование: внутриротовая рентгенография, панорамная рентгенография че­люстей, ортопантомография, МСКТ ВНЧС и пр. С целью оценки функционального состояния мышц лица выполняется электромиография.

Прогноз и профилактика

Комплексный подход и использование возможностей современной терапевтической стоматологии и хирургии, ортопедии, ортодонтии позволяют устранить любые аномалии зубов, восстановить эстетику и нормальное функционирование зубочелюстной системы.

Профилактика формирования аномалий зубов включает заботу о правильном внутриутробном и постнатальном развитии ребенка, рациональное питание, своевременную коррекцию эндокринных нарушений, регулярное посещение стоматолога для проведения необходимых профилактических и лечебных мероприятий.


Adblock detector